Главная О КИС Ссылки Программы О себе Гостевая
Меню
Общее
ISO 9000
Немного наукообразия
Автоматизация
ERP системы
Внедрение
DSS
Бизнес-процессы
Управление финансами
Разное


Поиск:

Серия статей на тему систем менеджмента качества

Этим материалом я открываю серию статей на тему систем менеджмента качества.

В сети имеется множество материалов на данную тему, но я хочу описать собственный (местами плачевный) опыт работы с подобными системами. При этом я постараюсь избегать фраз из стандартов и методик, а излагать все «обывательским языком, приводя конкретные примеры. Но для начала немного общих фраз.

Для начала давайте определимся, что такое системы управления (менеджмента) качеством. Это, во-первых, формализованная деятельность предприятия, которая надлежащим образом документирована (зафиксирована), которая обеспечивает необходимые мероприятия по выпуску продукции, услуг надлежащего качества. Несмотря на «замудренную» формулировку все достаточно просто. Необходимо организовать свою деятельность таким образом, чтобы всем (и внутренним и внешним пользователям) было понятно, как деятельность осуществляется, обеспечивает ли она надлежащее качество продукции, услуг, каким образом осуществляются мероприятия по предотвращению и исправлению ошибок влияющих на качество продукции, услуг.

Кому нужна система менеджмента качества. Во-первых, она нужна самому предприятию (точнее его руководству, еще точнее собственникам), т.к. работающая система делает деятельность предприятия более «прозрачной» и, соответственно, более управляемой и более приспособленной к какой бы ни было оптимизации. Во-вторых, потребителям, т.к. система, подтвержденная внешними контролирующими органами, гарантирует надлежащее качество продукции, обслуживания, постоянное улучшение качества.

Также мне хотелось бы обратить внимание, что важна РАБОТАЮЩАЯ система менеджмента качества (СМК), а не сертификат, подтверждающий ее наличие. При всей банальности предыдущей фразы это очень важный момент. Типичная ситуация из практики. Кто-то из сотрудников прочитал (услышал от друзей, узнал на курсах) об СМК и убедил руководство о необходимости подобной системы на предприятии. Деньги выделены, все преисполнены энтузиазма, найдены необходимые консультанты, пройдено необходимое обучение. Составляются рекордно короткие графики разработки и внедрения СМК. Разочарование первое – «а работы оказывается очень много, а текучка - ???». Ничего энтузиасты и оптимисты пытаются напрягать всех и вся. Работа началась. Появляются первые, вторые, третие версии документов. Но как потом оказывается совсем не те, которые необходимо было сделать. «Ничего мы учимся, мы переделаем». Дальше – больше. В результате ситуация – получим сертификат, а «там трава не расти». Итого имеем в лучшем случае сертификат (в принципе тоже далеко не бесполезный маркетинговый инструмент). Но не РАБОТАЮЩУЮ СМК.

Исходя из вышеизложенного попробую сформулировать требования для создания РАБОТАЮЩЕЙ СМК. Хочется заметить (исходя из тематики сайта), что они очень похожи на требования для создания РАБОТАЮЩЕЙ КИС на предприятии. Но это будет уже в следующей статье.

Все права на использование материалов сайта принадлежат автору сайта, если не оговорено другое. Коммерческое использование материалов сайта возможно только при согласовании с автором.