Главная О КИС Ссылки Программы О себе Гостевая
Меню
Общее
ISO 9000
Немного наукообразия
Автоматизация
ERP системы
Внедрение
DSS
Бизнес-процессы
Управление финансами
Разное


Поиск:

Методология создания систем поддержки принятия решений (DSS) на основе ERP систем

Доклад на семинаре "Эффективное использование информационных систем руководством предприятия (OLAP, DSS)"
Посметный А.В. Время выступления 15 мин.

Описание типового процесса принятия решения (управления) предприятием.

Общая схема

Для понимания предметной области DSS систем рассмотрим общую схему управления предприятием. Основными компонентами этой схемы являются планирование, исполнение, контроль исполнения и корректировка плана.

Планирование

Планирование подразделяется на три этапа в зависимости от сроков и детализации плана (см. рисунок). Анализируя поставленные цели и доступные ресурсы, составляется реализуемый план. Далее следует его исполнение. После этого проводится анализ следования плану, выясняются причины несоответствия, корректируется план. При этом необходимо заметить, что процесс планирования происходит от более укрупненного плана к более детальному.

Общая структура КИС.

Основной целью создания корпоративной информационной системы является помощь в достижении целей и миссии предприятия. Будем рассматривать следующую схему построения КИС (см. Рисунок 1). На данной схеме показаны компоненты КИС с привязкой к пользователям и соответственно к этапам планирования деятельности и управления предприятием.

Существующие средства построения DSS. Методы принятия решения, использующие современные информационные средства

OLAP средства.

Это средства оперативного анализа данных. В состав этих средств входят средства быстрого (оперативного) доступа к необходимым данным, средства визуализации информации и средства для анализа полученных данных (моделирование, прогнозирование, анализ “что – если” и т.д.)

Data mining (извлечение данных)

Данная технология призвана помочь пользователю (ЛПР) извлечь необходимые для принятия решений данные (знания) из огромного объема хранимой информации. Т.е. часть работы по отбору и анализу хранимой информации перекладывается на информационную систему.

Data Warehouse (хранилище данных)

Данная концепция предполагает хранение всех необходимых данных в одном месте. Конечная реализация может предусматривать необязательно одно физическое место хранения данных, главное простой доступ к данным ЛПР (ЛФР). С точки зрения анализа принято считать, что для удобства конечного пользователя информация должна быть представлена в виде многомерных кубов. Но конкретные реализации этой концепции подтверждают целесообразность создания гибридных хранилищ, которые объединяют и многомерные данные (удобные для анализа) и реляционные (для выяснения деталей).

Средства, реализующие более сложные имитационные и технологические модели

Кроме типовых средств зачастую использую и другие методы формирования и принятия решений. Причем их можно использовать как совместно с общепринятыми, так и отдельно. Например, это системы прогнозирования основных финансовых показателей на основе статистического анализа, технологические системы расчета необходимых ресурсов и т.д.

Наше предложение по созданию аналитического модуля для системы iRenaissance

Описание предпосылок создания

При внедрении ERP системы iRenaissance клиенты активно интересуются существующими модулями поддержки и принятия решений на основе этой системы. Существующий модуль DSSuite, поставляемый ROSS является хорошим примером подобной системы, адаптированным для работы с iRenaissance. Но обычно данное решение не удовлетворяет потенциальных пользователей в основном из-за его высокой стоимости. Поэтому было принято решение о создание собственного модуля на основе Seagate Info.

Описание макета

Приведем простейшую схему функционирования производственного предприятия (см. Рисунок 2). На данной схеме указаны основные участки для проведения анализа в процессе подготовки и принятия решений. Организуем на основе данных, предоставляемых OLTP(ERP) системой, необходимые многомерные кубы.

Управление сбытом

Размерности

  1. Клиенты
  2. Подразделение
  3. Дата заказа
  4. Дата счета-фактуры
  5. Дата платежа
  6. Продукция
  7. Валюта
  8. Строки (количество, сумма заказа, сумма скидок, сумма налогов, транспортные расходы, прочие расходы)

Кубы

  1. Заказы
  2. Счета-фактуры
  3. Платежи

Управление производством

Расчет производственных графиков и требуемых ресурсов производится по стандартной схеме MRP, предоставляемой системой ERP.

Управление снабжением

Размерности

  1. Поставщики
  2. Подразделение
  3. Дата заказа
  4. Дата счета-фактуры
  5. Дата платежа
  6. Продукция
  7. Валюта
  8. Строки (количество, сумма заказа, сумма скидок, сумма налогов, транспортные расходы, прочие расходы)

Кубы

  1. Заявки
  2. Заказы
  3. Счета-фактуры
  4. Платежи

Управление финансами

Размерности

  1. Документ
  2. Дата транзакции
  3. Номер транзакции
  4. Счет
  5. Журнал
  6. Валюта
  7. Строки

Кубы

  1. Главная книга – остатки
  2. Главная книга – обороты

Управление запасами.

Размерности

  1. Продукция
  2. Склад/Место складирование
  3. Дата требования
  4. Строки
  • Кубы
    1. Наличие на складе

    Общие замечания

  • Следует отметить, по возможности на всех размерностях строят иерархии (не всегда единственную). Необходимость построения той или иной (или крупной или более детализированной) задается требованиями анализа и конкретным этапом (уровнем) подготовки и принятия решения.
  • Процесс принятия решений в разрезе комплексной автоматизированной системы управления предприятием.

    Используя приведенную выше структуру, проводятся стандартные процедуры принятия решений по следующему плану. При необходимости, процедуру проводят итеративно с необходимыми поправками до получения реализуемого плана. Кроме того, на разные сроки планирование план составляется с различной степенью детализации.

    1. Анализ и прогнозирование продаж. На данном этапе производится анализ существующих статистических данных для составления адекватного плана продаж. В случае работы предприятия на заказ данный этап интересен только с точки зрения ассортиментной политики.
    2. Составление плана продаж. На основе проведенного анализа продаж, формируется план продаж.
    3. Составление плана производства. Исходя из данных предыдущих этапов, формируются производственные графики и, после соотнесения с имеющимися ресурсами, формируются необходимые заявки на приобретение сырья и материалов.
    4. Составление плана закупок. По сформированным заявкам происходит формирование плана закупок с необходимой детализацией.
    5. Финансовый анализ. По результатам обработки предыдущих этапов формируются необходимые финансовые документы (cash flow, balance sheet, gain and loss statement, budgets и т.д.), на основе которых выясняется реализуемость плана, и принимаются необходимые решения по корректировке плана.
    6. Анализ план-факт. По всем этапам происходит сравнение фактических данных с плановыми, выясняются причины отклонений, вносятся необходимые поправки в план.
    7. Стратегическое планирование. Отдельный этап. Требует более сложных моделей для анализа.

    Общая методология создания DSS (аналитического модуля) на основе Seagate Info и iRenaissance.

    Для дальнейшего развития предлагается разработать на основе существующих методик управления предприятием (в основном, управления финансами) подробное техническое задание для разработки аналитического модуля. Для этого необходимо осуществить следующие этапы:

    1. На основе существующих методик разработать типовые бизнес процессы подготовки и принятия решений на различных предприятиях. Формализовать с помощью стандартных методов эти бизнес процессы до уровня анализа с помощью OLAP средств.
    2. Выявить структуру КИС на основе предлагаемого решения.
    3. На основе формализованных процессов и возможностей средств реализации разработать структуру DSS модуля.
    4. Рассмотреть возможность разработки дополнительных средств для увеличения функциональности OLAP средств, таких как
    • создание промежуточной структуры в существующей базе данных;
    • разработка процедур загрузки промежуточной структуры;
    • разработка процедур для внесения возможностей моделирования, принятого в развитых OLAP продуктах (анализ “Что - Если”, статистический анализ, прогнозирование и т.д.);
    • и т.д.
    1. Описать и реализовать многомерную структуру на основе предыдущих этапов.
    2. Разработать дополнительные средства (см. п. 4).
    3. Разработать и реализовать типовые срезы, представления и отчеты на основе предыдущих этапов.
    4. Дальнейшее развитие аналитического модуля. Доработка и исправление предыдущих этапов.

    Примеры его возможного использования. Человеко-машинные технологии подготовки и принятия решений.

    Рассмотрим пример использования подобной системы на основе задачи реализуемости проекта на основе Cash Flow. По сформированному плану продаж и плану оплаты продукции получаем график поступления денежных средств. Данные в ERP систему по данному пункту поступают от коммерческой службы. Далее из сформированных планов производства и закупок получаем график прямых затрат. Дополняем его графиком косвенных затрат. Данные по данному этапу поступают от соответствующих служб и содержатся в ERP системе. Затем необходимые для дальнейшего планирования данные переносятся в OLAP систему, и формируется отчет Cash Flow на основе многомерного куба. При недостатке средств возникает отрицательная сумма по счету. После этого руководитель (финансовый директор) принимает решение об изменении предложенного плана для последующей его реализации. Для этого анализируются соответствующие кубы и формируются возможные решения. Возможные выходы: взять кредит, договорным путем изменить график поступлений или платежей, принять более реализуемый план (отказаться или перенести ряд заказов). После этого используя модель анализа “Что - если” и имитационные модели (взятия кредита, изменения планов продаж и закупок), ЛПР исследует возможные варианты. После проведенного исследования принимает наилучшее решение.

    Все права на использование материалов сайта принадлежат автору сайта, если не оговорено другое. Коммерческое использование материалов сайта возможно только при согласовании с автором.