Главная О КИС Ссылки Программы О себе Гостевая
Меню
Общее
ISO 9000
Немного наукообразия
Автоматизация
ERP системы
Внедрение
DSS
Бизнес-процессы
Управление финансами
Разное


Поиск:

К вопросу об автоматизации управленческого учета.

Что же такое управленческий учет?

Управленческий учет это система формирования и обработки информации на предприятии, которая позволяет планировать, контролировать и анализировать результаты деятельности компании, выявлять приоритетные направления развития и т.д. Управленческий учет можно также охарактеризовать как информационную поддержку системы управления предприятием.

Зачем он нужен?

Результат работы компании во многом определяется эффективностью ее управления. Здесь и возникают многие сложности. Компания работает, получает какую-то прибыль, куда-то как-то ходят материальные запасы, деньги, товар и т.д. Но что-то не так отсутствует четкость в работе.

А ведь хочется сделать так, чтобы работа компании была с одной стороны эффективной, а с другой стороны все процессы в ней были прозрачными, хочется иметь ясную картину доходов и затрат и т.д. Здесь и применяется управленческий учет.

Сразу хочу заметить, что управленческий учет нигде и никем (кроме предприятия, на котором он применяется) не регламентирован. Его не нужно сдавать в налоговую инспекцию или в Пенсионный фонд. Нет каких-либо официальных сроков и правил его постановки и ведения. Предприятие само определяет, каким образом он будет вестись. Однако есть определенный опыт по ведению управленческого учета и им я хотел бы с Вами поделиться. Постановка управленческого учета начинается с того, что предприятие определяет необходимость ведения этого учета. Определяется цель существования предприятия, его стратегические планы, направления развития и т.д. Затем проводится обследование предприятия, определяются пути достижения поставленных целей, проводится реструктуризация, формируется схема управления финансами и уже после этого наступает черед автоматизации. Почему так, а не иначе? Потому что автоматизация сама по себе это не волшебное лекарство против всех болезней. Процесс настройки и доработки программы под конкретную компанию это не что иное, как описание бизнес-процессов компании. Если предприятие работает четко, как часы, то хороший управленческий софт, грамотно настроенный и поставленный, станет мощным и эффективным инструментом в работе компании. В противном случае Вы просто выбросите деньги.

Итак, часто процесс принятия решения об автоматизации предприятия происходит следующим образом: компания развивается, количество операций возрастает, схема работы большинства подразделений усложняется. Следовательно, существующая система документооборота становится неэффективной. Если данная система хорошо работала с 10 - ю документами в день, то при увеличении документов в 15 раз система начинает пробуксовывать. В подобной ситуации появляются следующие неприятные моменты:

Нагрузка на сотрудников резко возрастает;

Возникает ряд проблем с компьютерной сетью;

Слишком медленная работа программ;

Резкое увеличение количества операций, выполняемых "вручную".

Существует также еще одна проблема: оптимизация схемы управления предприятием предполагает, в том числе, и оптимизацию информационных потоков. Как правило, здесь возникают проблема: существующий бизнес-софт не позволяет получить полную и удобную для восприятия информацию.

К сожалению, как мы уже говорили, эту проблему одной автоматизацией не решить. Здесь нужен комплексный подход - постановка целей, постановка организационного управления, постановка финансового управления и, собственно, автоматизация.

Начнем с организационной структуры. С чего здесь можно начать. Изначально на предприятии должны быть сформированы центры финансовой ответственности (ЦФО). ЦФО делятся на: - центры затрат (отвечающие за затраты в своей деятельности, например экономический отдел), - центры дохода (отвечающие только за принесенный доход, например отдел сбыта), - центры прибыли (отвечающие за свои расходы и доходы, например предприятие), - - центры инвестиций (отвечают за свои расходы и доходы, за привлечение и использование инвестиций, управление активами, формирование общей стратегии развития, например головная компания в холдинге). После того, как сформированы ЦФО, структура затрат несет новую смысловую нагрузку и преображается из затрат на отделы в структуру затрат по направления деятельности. Кроме того, упрощается разделение затрат на условно - постоянные и условно - переменные. Далее определяются схема управления предприятием: формируется набор функций по управлению предприятием, например разработка стратегии развития, формирование учетной политики предприятия, маркетинговой политики, планирование финансовых ресурсов и т.д. Затем определяются подразделения и конкретные исполнители: генеральный директор, финансовый отдел, маркетинговый отдел, производство и т.д. Сделав все это, Вы легко сможете получить таблицу: - по вертикали: функции управления предприятием; - по горизонтали: подразделения. В этой таблице будет ясно видно, кто и за что отвечает, где дублируется работа подразделений и т.д. Также необходимо сделать другую таблицу: - по вертикали: функции управления предприятием; - по горизонтали: ЦФО. Итак, Вы получили две таблицы. Первая таблица - это организационная структура предприятия. Вторая таблица - это:

Определение направлений работы и исполнителей.

Разделение затрат на условно- постоянные и условно – переменные

Обобщенное представление организационной схемы предприятия.

По материалам рассылки business.school.accnt

Все права на использование материалов сайта принадлежат автору сайта, если не оговорено другое. Коммерческое использование материалов сайта возможно только при согласовании с автором.