Поиск:
|
К вопросу об автоматизации управленческого учета.
Что же такое управленческий учет?
Управленческий учет это система формирования и обработки информации на предприятии, которая позволяет планировать, контролировать и анализировать результаты деятельности компании, выявлять приоритетные направления развития и т.д. Управленческий учет можно также охарактеризовать как информационную поддержку системы управления предприятием.
Зачем он нужен?
Результат работы компании во многом определяется эффективностью ее управления. Здесь и возникают многие сложности. Компания работает, получает какую-то прибыль, куда-то как-то ходят материальные запасы, деньги, товар и т.д. Но что-то не так отсутствует четкость в работе.
А ведь хочется сделать так, чтобы работа компании была с одной стороны эффективной, а с другой стороны все процессы в ней были прозрачными, хочется иметь ясную картину доходов и затрат и т.д. Здесь и применяется управленческий учет.
Сразу хочу заметить, что управленческий учет нигде и никем (кроме предприятия, на котором он применяется) не регламентирован. Его не нужно сдавать в налоговую инспекцию или в Пенсионный фонд. Нет каких-либо официальных сроков и правил его постановки и ведения. Предприятие само определяет, каким образом он будет вестись. Однако есть определенный опыт по ведению управленческого учета и им я хотел бы с Вами поделиться. Постановка управленческого учета начинается с того, что предприятие определяет необходимость ведения этого учета. Определяется цель существования предприятия, его стратегические планы, направления развития и т.д. Затем проводится обследование предприятия, определяются пути достижения поставленных целей, проводится реструктуризация, формируется схема управления финансами и уже после этого наступает черед автоматизации. Почему так, а не иначе? Потому что автоматизация сама по себе это не волшебное лекарство против всех болезней. Процесс настройки и доработки программы под конкретную компанию это не что иное, как описание бизнес-процессов компании. Если предприятие работает четко, как часы, то хороший управленческий софт, грамотно настроенный и поставленный, станет мощным и эффективным инструментом в работе компании. В противном случае Вы просто выбросите деньги.
Итак, часто процесс принятия решения об автоматизации предприятия происходит следующим образом: компания развивается, количество операций возрастает, схема работы большинства подразделений усложняется. Следовательно, существующая система документооборота становится неэффективной. Если данная система хорошо работала с 10 - ю документами в день, то при увеличении документов в 15 раз система начинает пробуксовывать. В подобной ситуации появляются следующие неприятные моменты:
Нагрузка на сотрудников резко возрастает;
Возникает ряд проблем с компьютерной сетью;
Слишком медленная работа программ;
Резкое увеличение количества операций, выполняемых "вручную".
Существует также еще одна проблема: оптимизация схемы управления предприятием предполагает, в том числе, и оптимизацию информационных потоков. Как правило, здесь возникают проблема: существующий бизнес-софт не позволяет получить полную и удобную для восприятия информацию.
К сожалению, как мы уже говорили, эту проблему одной автоматизацией не решить. Здесь нужен комплексный подход - постановка целей, постановка организационного управления, постановка финансового управления и, собственно, автоматизация.
Начнем с организационной структуры. С чего здесь можно начать. Изначально на предприятии должны быть сформированы центры финансовой ответственности (ЦФО). ЦФО делятся на: - центры затрат (отвечающие за затраты в своей деятельности, например экономический отдел), - центры дохода (отвечающие только за принесенный доход, например отдел сбыта), - центры прибыли (отвечающие за свои расходы и доходы, например предприятие), - - центры инвестиций (отвечают за свои расходы и доходы, за привлечение и использование инвестиций, управление активами, формирование общей стратегии развития, например головная компания в холдинге). После того, как сформированы ЦФО, структура затрат несет новую смысловую нагрузку и преображается из затрат на отделы в структуру затрат по направления деятельности. Кроме того, упрощается разделение затрат на условно - постоянные и условно - переменные. Далее определяются схема управления предприятием: формируется набор функций по управлению предприятием, например разработка стратегии развития, формирование учетной политики предприятия, маркетинговой политики, планирование финансовых ресурсов и т.д. Затем определяются подразделения и конкретные исполнители: генеральный директор, финансовый отдел, маркетинговый отдел, производство и т.д. Сделав все это, Вы легко сможете получить таблицу: - по вертикали: функции управления предприятием; - по горизонтали: подразделения. В этой таблице будет ясно видно, кто и за что отвечает, где дублируется работа подразделений и т.д. Также необходимо сделать другую таблицу: - по вертикали: функции управления предприятием; - по горизонтали: ЦФО. Итак, Вы получили две таблицы. Первая таблица - это организационная структура предприятия. Вторая таблица - это:
Определение направлений работы и исполнителей.
Разделение затрат на условно- постоянные и условно – переменные
Обобщенное представление организационной схемы предприятия.
По материалам рассылки business.school.accnt
|