Введение в системы поддержки принятия решений
Первоначально хотелось бы сразу ограничить предметную
область данной серии статей. В данной серии будут рассматриваться
автоматизированные системы поддержки принятия решений основанные на
корпоративных информационных системах.
Общий процесс деятельности предприятия будем рассматривать как
цикл следующих этапов: планирование – деятельность – учет – корректировка.
Процедурой принятия решения будем считать следующую последовательность шагов:
сигнал к рассмотрению – анализ ситуации – формирование вариантов решения –
принятие решения – контроль исполнения – корректировка. Соответственно системой
поддержки принятия решений будем считать автоматизированную систему предоставления
информации для реализации указанных шагов. При этом существует также некоторая
классификация работающих с данной системой. Не будем
касаться технического обеспечения работы системы, а ограничимся лишь ее
пользователями. Это, во-первых, лицо, принимающее решение (ЛПР),
во-вторых, лицо, формирующее решения (ЛФР), и, в-третьих, эксперты и аналитики,
которые обеспечивают информацией каждый этап принятия решения.
Теперь попробуем сформулировать требования к системе, исходя
из данных определений. Первое из них - система должна обеспечивать адекватный
учет деятельности предприятия и мониторинг показателей сигнализирующих об
отклонениях от «нормального» режима. Обычно для предприятий для реализации
данного требования достаточно грамотно поставленной системы управленческого
учета и управленческих отчетов.
Следующим требованием будет обеспечение необходимых методов
анализа для оценки ситуации. Обычно в данном случае представлены достаточно
простые модели, которые обычно реализуются простыми средствами «электронных
таблиц», т.е. расчет некоторых показателей и сопоставлений их с подобными.
Наиболее значимое требование к системе, т к. именно на этапе
формирования решения наиболее полно используются возможности системы поддержки
принятия решений. Кроме всех предыдущих требований добавляется требование
поддержки всевозможных средств моделирования. Главным образом – это средства имитационного
моделирования.
Остальные этапы «удовлетворятся» уже перечисленными
средствами. Кроме этого существуют некоторые требования общие для указанных
этапов. Это, во-первых, оперативность обработки большого объема данных, во-вторых,
простота обработки (для получения необходимых данных не надо держать штат
программистов), в-третьих, представительность данных, т.к. потребители данной
информации чины высоких рангов.
Стоит отметить, что перечисленные
требования на самом деле являются довольно большими группами требований, и их
удовлетворение довольно сложная задача. Поэтому данный цикл статей посвящен
разнообразным методам удовлетворения данных требований.
|